Впервые знаменитая дилогия о волшебной сказке выходят в свет как единое (по замыслу автора) произведение. Обширные комментирующие статьи, библиография, именной указатель, указатель персонажей превращает книгу в учебное и справочное пособие по сказковедению, а необычайно широкий охват гуманитарного материала, глубина его освоения и доходчивый стиль изложения давно ввели составляющие ее произведения в общемировой культурный фонд современного образованного человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ
МОРФОЛОГИЯ «ВОЛШЕБНОЙ» СКАЗКИ
Предисловие 5
I. К истории вопроса 6
II. Метод и материал 18
III. Функции действующих лиц 23
IV. Ассимиляции. Случаи двойного морфологического значения одной функции 51
V. Некоторые другие элементы сказки 54 А. Вспомогательные элементы для связи функций между собой 54 В. Вспомогательные элементы при утроениях 56 С. Мотивировки 57
VI. Распределение функций по действующим лицам 60
VII. Способы включения в ход действия новых лиц 64
VIII. Об атрибутах действующих лиц и их значении 66
IX. Сказка как целое 69 А. Способы сочетания рассказов 69 В. Пример анализа 73 С. Вопрос о классификации 75 D. Об отношении частных форм структуры к общему строю 79 Е. Вопрос о композиции и сюжете, о сюжетах и вариантах 87
Заключение 89
ПРИЛОЖЕНИЕ I 91 ПРИЛОЖЕНИЕ II 97 ПРИЛОЖЕНИЕ III 103 ПРИМЕЧАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ СХЕМАМ 104 ПРИЛОЖЕНИЕ IV 108
ВКЛАДЫШ Приложение V. Перевод нумерации дореволюционных издании сказок Афанасьева на нумерацию изданий пореволюционных Схемы разборов сказок
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
ПРЕДИСЛОВИЕ 112
Глава I. ПРЕДПОСЫЛКИ 113 I .Основной вопрос. 113 ∙ 2. Значение предпосылок. 113 ∙ 3. Выделение волшебных сказок. 114 ∙ 4. Сказка как явление надстроечного характера. 116 ∙ 5. Сказка и социальные институты прошлого. 118 ∙ 6. Сказка и обряд. 119 ∙ 7. Прямое соответствие между сказкой и обрядом. 120 ∙ 8. Переосмысление обряда сказкой. 120 ∙ 9. Обращение обряда. 121 ∙ 10. Сказка и миф. 123 ∙ 11 . Сказка и первобытное мышление. 127 ∙ 12. Генетика и история. 128 ∙ 13. Метод и материал. 129 ∙ 14. Сказка и послесказочные образования. 130 ∙ 15. Перспективы. 130
Глава II. ЗАВЯЗКА 132 I. Дети в темнице 132 ∙ 1. Отлучка. 132 ∙ 2. 3апреты, связанные с отлучкой. 133 ∙ 3. Фрэзер об изоляции царей. 133 ∙ 4. Изоляция царских детей в сказке. 134 ∙ 5. Заключение девушки. 136 ∙ 6. Мотивировка заключения. 138 ∙ 7. Итоги. 140 ∙ II. Беда и противодействие 141 ∙ 8. Беда. 141 ∙ 9. Снаряжение героя в путь. 142
Глава IV. БОЛЬШОЙ ДОМ 203 I. Лесное братство 203 ∙ 1. Дом в лесу. 203 ∙ 2. Большой дом и малая избушка. 207 ∙ 3. Накрытый стол. 208 ∙ 4. Братья. 208 ∙ 5. Охотники. 209 ∙ 6. Разбойники. 209 ∙ 7. Распределение обязанностей. 210 ∙ 8. Сестрица. 211 ∙ 9. Рождение ребенка. 215 ∙ 10. Красавица в гробу. 216 ∙ 11. Амур и Психея. 219 ∙ 12. Жена на свадьбе мужа. 221 ∙ 13. Неумойка. 223 ∙ 14. Незнайка. 225 ∙ 15. Плешивые и покрытые чехлом. 226 ∙ 16. Муж на свадьбе жены. 228 ∙ 17. 3апрет похвальбы. 229 ∙ 18. 3апретный чулан. 230 ∙ 19. 3аключение. 234 ∙ II. Загробные дарители 235 ∙ 20. Умерший отец. 235 ∙ 21. Умершая мать. 239 ∙ 22. Благодарный мертвец. 239 ∙ 23. Мертвая голова. 240 ∙ 24. 3аключение. 241 ∙ III. Дарители-помощники 243 ∙ 25. Благодарные животные. 243 ∙ 26. Медный Лоб. 246 ∙ 27. Выкупленные пленники, должники и пр. 252
Глава V. ВОЛШЕБНЫЕ ДАРЫ 253 I. Волшебный помощник 253 ∙ 1. Помощники. 253 ∙ 2. Превращенный герой. 254 ∙ 3. Орел. 254 ∙ 4. Крылатый конь. 257 ∙ 5. Выкармливание коня. 258 ∙ 6. Замогильный конь. 259 ∙ 7. Отвергнутый и обмененный конь. 260 ∙ 8. Конь в подвале. 261 ∙ 9. Масть коня. 262 ∙ 10. Огненная природа коня. 263 ∙ 11. Конь и звезды. 266 ∙ 12. Конь и вода. 266 ∙ 13. Некоторые другие помощники. 267 ∙ 14. Развитие представлений о помощнике 271 II. Волшебный предмет 277 ∙ 15. Предмет и помощник 277 ∙ 16. Когти, волосы, шкурки, зубы. 278 ∙ 17. Предметы-орудия. 279 ∙ 18. Предметы, вызывающие духов. 281 ∙ 19. Огниво. 281 ∙ 20. Палочка. 282 ∙ 21. Предметы, дающие вечное изобилие. 282 ∙ 22. Живая и мертвая, слабая и сильная вода. 283 ∙ 23. Куколки. 285 ∙ 24. 3аключение. 286
Глава VI. ПЕРЕПРАВА 287 1. Переправа как композиционный элемент. 287 ∙ 2. Переправа в образе животного. 287 ∙ 3. Зашивание в шкуру. 288 ∙ 4. Птица. 292 ∙ 5. На коне. 294 ∙ 6. На корабле. 295 ∙ 7. По дереву. 296 ∙ 8. По лестнице или ремням. 297 ∙ 9. При помощи вожатого. 298 ∙ 10. Заключение. 298
Глава VII. У ОГНЕННОЙ РЕКИ 299 I. Змей в сказке 299 ∙ 1. Облик змея. 299 ∙ 2. Связь с водой в сказке. 300 ∙ 3. Связь с горами. 300 ∙ 4. 3мей-похититель. 301 ∙ 5. Поборы змея. 301 ∙ 6. Змей-охранитель границ. 302 ∙ 7. 3мей-поглотитель. 302 ∙ 8. Опасность сна. 303 ∙ 9. Изначальный противник. 303 ∙ 10. Бой. 304 ∙ 11. Литература о змее. 305 ∙ 12. Распространенность змееборства. 306 ∙ II. Змей-поглотитель 307 ∙ 13. Обрядовое поглощение и выхаркивание. 307 ∙ 14. Смысл и основа этого обряда. 309 ∙ 15. Птичий язык. 311 ∙ 16. Алмазы. 313 ∙ 17. Поглотитель-переносчик. 314 ∙ 18. Борьба с рыбой как первая ступень змееборства. 316 ∙ 19. Следы поглощения в поздних случаях змееборства. 322 ∙ 20. 3аключение. 324 ∙ III. Герой в бочке 324 ∙ 21. Ладья-переносчик. 324 ∙ IV. Змей-похититель 327 ∙ 22. Облик змея. 327 ∙ 23. Смерть-похититель. 329 ∙24. Внесение эротического момента. 332 ∙ 25. Похищение в мифах. 333 V. Водяной змей 334 ∙ 26. Водяная природа змея. 334 ∙ 27. Поборы змея. 339 ∙ 28. Мифы. 342 ∙ VI. Змей и царство мертвых 344 ∙ 29. Змей-страж. 344 ∙ 30. Кербер. 345 ∙ 31. Перенесение змея на небо. 346 ∙ 32. Сторожевая роль небесного змея; якуты. 349 ∙ 33. Змей в Египте. 351 ∙ 34. Психостасия. 353 ∙ 35. Связь змея с рождением. 354 ∙ 36. Гибель змея от змея. 356 ∙ 37. 3аключение. 358
Глава VIII. ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ 360 I. Тридесятое царство в сказке 360 ∙ 1. Локальность. 360 ∙ 2. Связь с солнцем. 362 ∙ 3. Золото. 363 ∙ 4. Три царства. 364 ∙ 5. Териоморфизм тридесятого царства. 365 ∙ II. Тот свет 366 ∙ 6. Ранние формы потустороннего мира. 366 ∙ 7. Пасть и толкучие горы. 367 ∙ 8. Хрусталь. 368 ∙ 9. Страна обилия. 369 ∙ 10. Солнечное царство. 371 ∙ 11. Античность. 374
Глава IX. НЕВЕСТА 376 I. Печать царевны 376 ∙ 1. Два типа царевны. 376 ∙ 2. Клеймение героя. 377 ∙ II. Трудные задачи 381 ∙ 3. Трудные задачи. 381 ∙ 4. Всенародный клич 381 ∙ 5. Задачи в ответ на сватовство. 382 ∙ 6. Задачи бежавшей и вновь найденной царевны. 382 ∙ 7. 3адачи царевны, похищенной ложными героями. 383 ∙ 8. Задачи Водяного. 383 ∙ 9. Задачи учителя-колдуна. 384 ∙ 10. Враждебный тесть. 385 ∙ 11. Задачи, задаваемые старому царю. 386 ∙ 12. Задачи на поиски. 387 ∙ 13. Дворец, сад, мост. 389 ∙ 14. Испытание баней. 392 ∙ 15. Испытание едой. 394 ∙ 16. Состязания. 395 ∙ 17. Прятки. 398 ∙ 18. Узнать искомого. 400 ∙ 19. Брачная ночь. 402 ∙ 20. Предварительные выводы. 407 ∙ III. Воцарение героя 408 ∙ 21. Фрэзер о смене царей. 408 ∙ 22. Престолонаследие в сказке. 410 ∙ 23. Старость. 411 ∙ 24. Оракулы. 411 ∙ 25. Умерщвление царя в сказке. 413 ∙ 26. Ложный герой. 415 ∙ 27. Веревочный мост. 415 ∙ 28. Кипящее молоко. 416 ∙ 29. 3аключение. 417 ∙ IV. Магическое бегство 418 ∙ 30. Бегство в сказке. 418 ∙ 31. Бегство с бросанием гребешка и пр. 419 ∙ 32. Бегство с превращениями. 420 ∙ 33. Превращение змеи в колодцы, яблони и т.д. 422 ∙ 34. Бегство и погоня с последовательными превращениями. 422 ∙ 35. Решающее препятствие. 426
Глава X. СКАЗКА КАК ЦЕЛОЕ 427 1 .Единство волшебной сказки. 427 ∙ 2. Сказка как жанр. 430
КОММЕНТАРИИ Е. М. Мелетинский. СТРУКТУРНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СКАЗКИ 437 Библиографические примечания А. В. Рафаева. МЕТОДЫ В. Я. ПРОППА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ 467 Текстологический комментарий 486 Постраничный комментарий Цитированная литература 494 Сокращения 501