Исследование В. Кожинова посвящено проблеме зарождения романа в западноевропейской и русской литературе. Обосновывая свою концепцию возникновения романа, В. Кожинов опирается на труды русских советских и зарубежных ученых. Несомненными достоинствами книги являются ее партийность и острота. Автор резко и аргументированно критикует несостоятельность теорий отмирания романа. Внимательно прослеживая глубокие социально-исторические сдвиги эпохи Возрождения в различных странах, сопоставляя эти изменения в жизни общества с эстетическими возможностями старых литературных жанров, В. Кожинов раскрывает закономерность возникновения новой формы художественного освоения мира. Роман оказался — и это ярко и убедительно показывает автор — наиболее емкой, наиболее универсальной литературной формой для художественного исследования человека, рассматриваемого в его новом отношении к обществу. Книга В. Кожинова читается с большим интересом и сочетает глубину теоретических обобщений, подлинный историзм с яркостью и простотой изложения мысли.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие … 3
Глава первая. Новаторство повествовательной литературы раннего Возрождения … 16 1. Фацетия Леонардо да Винчи 2. Различие античного и ренессансного повествовательного искусства.
Глава вторая. Странствия слова «роман» … 39 1. О теории «античного романа». 2. Роман и сказка. 3. Три эпохи рыцарского эпоса. 4. О двух несовместимых значениях термина «роман».
Глава третья. Фольклорная предыстория романа … 70 1. О жанре «книга новелл». 2 «Забавное чтение о Тиле Уленшпигеле». 3. Проблема «народного романа».
Глава четвертая. Возникновение романа как конкретной художественной целостности … 92 1. Проблема научной методологии. 2. Два этапа Возрождения. 3. Массовое бродяжничество XVI — XVII веков и плутовской роман. 4. Роман как освоение частной жизни. 5. «Скрытое» развитие романа в XVI веке. 6. О подготовке романа в предшествующей литературе.
Глава пятая. Первый этап истории жанра. Плутовские романы и «Дон Кихот» Сервантеса … 136 1. О романе XVII века. 2. Литература Барокко и роман. 3. Героика и проза в романе. 4. Две эпохи в романе-эпопее Сервантеса. 5. Художественный смысл «Дон Кихота».
Глава шестая. Истоки русского романа … 189 1. О России второй половины XVII века. 2. «Фаустовские» повести о частном человеке и злой силе. 3. Ренессансная новелла в России. 4. Плутовской роман о Фроле Скобееве.
Глава седьмая. Художественный смысл «Жития» Аввакума … 220 1. Эпоха Аввакума. 2. Противоречия художественного сознания автора «Жития». 3. Новаторство повествования Аввакума. 4. «Житие» и теория романа.
Глава восьмая. Возникновение психологического романа. «Принцесса Клевская» Мадлен де Лафайет … 264 1. Проблема романа к XVIII веку. 2. О «школе Ларошфуко». 3. «Принцесса Клевская» — первый психологический роман.
Глава девятая. Зрелость жанра. «Манон Леско» Антуана Прево … 291 1. Эстетика романа. 2. Роман Прево как зрелый образец жанра.
Глава десятая. Становление жанровой формы романа … 321 1. Сюжетная структура романа. 2. «Прозаическая» образность. 3. О ритме прозы. 4. Роман как литературный, книжный жанр.
Глава одиннадцатая. О природе художественной речи в прозе … 363 1. Изобразительность речи в романе. 2. «Многоголосие» прозаической речи. 3. Развитие русского искусства прозаический речи в XIX — XX веках
Глава двенадцатая. Исторические судьбы романа … 402 1. Место романа в литературе. 2. Этапы истории романа.